Санатана Госвами и его божественное откровение

Санатана Госвами и его божественное откровение
Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

В юности Санатане приснился необычный сон, в котором брахман дал ему «Шримад-Бхагаватам», что привело его в духовный экстаз. Проснувшись и поняв, что это был всего лишь сон, Санатана очень расстроился, но, совершив утреннее омовение, начал искренне молиться и поклоняться Божеству. Пока Санатана поклонялся Господу, рядом появился брахман, который на самом деле нёс «Шримад-Бхагаватам». «Возьми этот «Шримад-Бхагаватам». Постоянно изучай его и ты добьёшься любых совершенств», – сказав эти слова, брахман отдал ему священное писание и ушёл. Радость Санатаны, получившего сокровищницу преданности, не знала границ. С этого дня Санатана изучал только «Шримад-Бхагаватам», отложив в сторону другие писания, поскольку видел в нём суть всех писаний.

Известно, что «Шримад-Бхагаватам» был поведан осознавшим свою духовную сущность Шукадевой Госвами императору Парикшиту, который в течение семи дней (вплоть до самой смерти) с преданностью задавал ему вопросы о высшей цели человеческой жизни. Незадолго до смертельного укуса змея Такшаку император Парикшит успел передать всю суть услышанного своей матери Уттаре. В «Брихад-Бхагаватамрите» Санатана Госвами записал эту беседу, признавшись, что в действительности его рукой управлял Мадан-мохан, Сам Кришна.

Итак, Парикшит Махараджа начинает историю с рассказа о том, как Нарада искал самого лучшего преданного Кришны. Начиная с преданных, чья бхакти смешана с кармой (Брахма) и гьяной (Шива), Нарада в своих поисках поднимается до шанта-расы (Прахлада), дасья-расы (Хануман), сакхья-расы (Арджуна) и, наконец, до самого дорогого преданного Кришны – Уддхавы, который жаждал находиться во Вриндаване и который показал, что любовь гопи к Кришне – это последнее слово бхакти. По сути, эта часть беседы характеризует сокровенные ступени преданного служения, глубина которых раскрывается только ищущему преданному, стремящемуся к высшему совершенству.
Второй раздел «Брихад-Бхагаватамриты» повествует о Гоп-кумаре, странствующем пастушке, который, получив мантру от жителя Вриндавана, путешествует с одной планетной системы на другую, исследую различные уровни сознания во время своей духовной одиссеи, которая, начавшись на Земле, продолжается на райских планетах, Брахмалоке, Вирадже, в брахмаджьоти, на Шивалоке, Вайкунтхе, Айодхье, Двараке, Матхуре и, наконец, Голоке, где он осознаёт своё вечное положение друга Кришны.

В «Кришна-лила-става» Санатана Госвами следующими словами выражает своё почтение «Шримад-Бхагаватам»: «О святой «Шримад-Бхагаватам», только ты сейчас со мной, ты – мой единственный друг и мой гуру. Ты – моё величайшее сокровище, мой спаситель, ты – символ моей величайшей удачи, настоящее воплощение моего экстаза. Я в почтении склоняюсь перед тобой».

Кроме того, Санатана Госвами прокомментировал «Шримад-Бхагаватам», изложив в нём важнейшие аспекты учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Об этом комментарии А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет: «Дашама-типпани» – это комментарий к десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Другое название этого комментария – «Брихад-вайшнава-тошани». В «Бхакти-ратнакаре» сказано, что «Дашама-типпани» был окончен в 1476 году по летоисчислению Шакабда. Санатана Госвами дал свой (Брихад) комментарий – «Вайшнава-тошани» – Шриле Дживе Госвами для редактирования, и Шрила Джива Госвами отредактировал рукопись, переименовав её в «Лагху-тошани». Всё, что он написал, было закончено в 1476 году по летоисчислению Шака. Джива Госвами закончил «Лагху-тошани» в 1504 году (Шакабды). Также Санатана Госвами написал «Кришна-лила-ставу», которая известна под названием «Дашама-чхарит» и повествует об играх Кришны вплоть до Его отбытия в Матхуру».

Смотрите также