Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, из книги «Луч Вишну»

Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

«В вайшнавской философии нет места воображаемому. В ней, то есть в «Шримад-Бхагаватам» – высочайшем Священном Писании, предназначенном для всех людей вселенной, – описана высшая онтология Бога, в миллионы раз превосходящая всё, что смогли бы вообразить себе самые цивилизованные расы человечества за пять тысяч лет, и даже за несколько миллионов эр. Вечные трансцендентные формы Господа, которые нисходят или проявляются по мере развития настроения служения у полностью очищенной души, пребывающей вдали от царства тела и ума (когда человек, достигнув высочайшей ступени цивилизации, начинает поклоняться конечной Истине), – это не выдуманные идолы и не аллегории, не призрачный продукт фабрики человеческого ума и не воображаемые дикарями божества-животные, такие как бог-тигр, бог-змей, бог-конь и т. д.

Поклонение таким Инкарнациям Вишну, как Рыба и Черепаха, не является плодом воображения, подобно поклонению какому-нибудь из пяти воображаемых божеств генотеистов, в основе которого лежит набор стереотипных выдумок, вроде так называемой концепции форм Брахмана (как в монистическом Панчадаси). Генотеисты не принимают Трансцендентной Личности Бога. Секты аллегористов, например, теософы – не настоящие теисты, ибо питают сомнения относительно Верховной Личности Бога и, поскольку вследствие этого они не имеют веры в истинную действительность, то пытаются низвести Всемогущество Бога и Его Трансцендентное Имя, Облики, Атрибуты, Игры до своих аллегорических описаний. Философия вайшнавизма никогда не поддерживала безбожные доктрины таких специалистов в области воображаемых форм Брахмана или метафорических аллегорий.

Подлинная и чистая Аватара-вада – вот о чём говорит эта философия санатана-дхармы. Это подлинное и чистое вайшнавское учение об аватарах Рыбы [Матсья-аватара], Черепахи [Курма-аватара] и т. д. не является ни плодом варварского воображения, ни идолопоклонничеством маявади, основанным на афоризмах о формах Брахмана, воображаемых для удобства практикующих, ни аллегорическим описанием анимистов, равно как не представляет оно собой и антропоморфизма (т. е. приписывания божеству человеческой формы), придуманного так называемым цивилизованным человеческим обществом, фериантропизма (т. е. представления о покровительствующем божестве в человеко-животной форме), ни даже апофеоза (т. е. возвышение человека до божественного достоинства). Все это – различные виды идолопоклонничества умствующих теоретиков индуктивной школы. Подобием маявады, зловещего плода индийской цивилизации, в Греции и Риме стал антропоморфизм, в Египте – фериантропизм и т. д. Когда в эти страны проникли, вместе с индийскими товарами, новые учения, основанные на представлениях таких антропофизитов, как индийские майявади, возвышающие и человека, и животных до положения Бога, приписывая им божественность и называя жалкую дживу «Нараяной», когда эти, основанные на удовлетворении чувств, учения проникли в упомянутые страны, местные теоретики легко восприняли эти дешёвые, искажённые индийские догмы и, прилепив к ним новые этикетки, выставили этот умственный товар на рынок религиозных убеждений. Но истинная вайшнавская философия никогда не впадала ни в одну из этих ересей, основанных лишь на воображении.

Шри Чайтанья Махапрабху разгромил все воображаемые, идолопоклоннические доктрины и отверг как антропоморфизм, так и фериантропизм. Он подтвердил учение шастр: кто смотрит на Бога, Нараяну, как на равного таким божествам, как Брахма и другие, тот должен быть причислен к еретикам и грешникам.

Истинная научная философия «Шримад-Бхагаватам», как и Шри Чайтанья Дева в Своей проповеди, конечно, признают, что Божество может принять человеческий облик (ШБ 3.2.12.), но этот облик не выдуман антропоморфистами или Баулами. Это тело – вечная форма сат-чит-ананда, Причина всех причин, Верховный Игрок. Только когда человеческая душа становится способной воспринять совершенство всех наук, ей открывается высшая тайна истинной науки. Согласно вайшнавской философии, Игры Бога подразделяются по проявлению на две категории. Первая – это сотворение материальных и духовных вселенных и их систематизация при помощи нерушимых правил. До некоторой степени это проявление Игр Господа могут испытать на себе разумные эмпирики. Второй тип Божественных Игр – это нисхождение Трансцендентной Игры Бога в эту сотворенную вселенную. Здесь Его сопровождают дживы, так или иначе участвующие в Его развлечениях. Отступив от своей естественной природы вследствие своего желания наслаждаться, они привязываются к материи. Но когда у стоп представителя Бога душа-джива обретает истинное знание о запредельном Его царстве, к ней, постепенно раскрываясь, начинает возвращаться естественная чистота её природы, и тогда Вечные, Духовные Формы Бога проявляются в её бытии как объекты поклонения, в соответствии с осознанием душою своего служения Ему, по мере принятия ею Его защиты, подчинения себя Его воле – или, собственно, развития теизма. При этом для каких-либо воображаемых доктрин так называемых цивилизованных или вовсе нецивилизованных человеческих умов – апофеотической, антропоморфической, генотеистической, фериоморфической или фериантропической – не остается никакого, даже самого маленького, места. Истинные, вечные и духовные Божественные Формы открываются чистым душам в соответствии с природой их развивающегося настроения служения. Единственной причиной этих Божественных Нисхождений является бесконечная Милость Бога к дживам. В Европе принята теория физической эволюции Дарвина и Ламарка, однако совершенно научную и реальную концепцию каждой вечной трансцендентной Божественной Формы, являющейся для поклонения свободным душам в соответствии с эволюцией их настроения служения, мы находим только в вайшнавской философии.

Мы можем отметить различные ступени животной жизни от беспозвоночных до полностью развитых человеческих существ. С точки зрения научного мировоззрения, эти ступени классифицируются древними мудрецами на десять порядков, а именно: 1) беспозвоночные, 2) панцирные или раковинные, 3) позвоночные, 4) вертикально-позвоночные, как в смешанной животно-человеческой форме, 5) карлики, 6) варвары, 7) цивилизованные, 8) мудрые, 9) сверх-мудрые, 10) разрушители. Таковы ступени развития джив. Этим ступеням эволюции настроения служения души-дживы соответствуют десять аватар Бога, а именно: Матсья [воплощение Бога в облике гигантской Рыбы], Курма [воплощение Бога в облике гигантской Черепахи], Вараха [воплощение Бога в облике гигантского Вепря], Нарасимха [воплощение Бога в облике человекольва], Вамана [воплощение Бога в облике карлика-брахмана], Парашурама [воплощение Бога в облике воинственного воина, уничтожившего 21 поколение нечестивых царей], Рама [воплощение Бога в облике законопослушного царя и мужа], Кришна [воплощение Бога, прославившееся мудрыми решениями всевозможных проблем Своих преданных], Будда [воплощение Бога в облике просветлённого мудреца], Калки [воплощение Бога в облике карающего безбожников] – почитаемые Божества с вечными трансцендентными Именами, Формами, Атрибутами и Играми. Тот, кто почерпнул из этой глубокой культуры истинное знание об аватарах, сможет, по милости философов школы Шри Чайтаньи Махапрабху, оценить онтологию Шри Кришны, и особенно – невероятную сладость Его Забав во Врадже (Вриндаване и его окрестностях).

Смотрите также