Бхактивинода Тхакур, из книги «Бхагавата. Её философия, этика и теология»

Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

«Что это за штука – Бхагавата (далее – «Шримад-Бхагаватам»)?» – спрашивает европейский джентльмен, только что приехавший в Индию.

Его приятель с самым безмятежным выражением лица отвечает, что «Шримад-Бхагаватам» – это книга, которую его носильщик из Ориссы каждый вечер читает вслух нескольким слушателям. Она написана на тарабарском языке непонятной литературы тех дикарей, которые красят себе нос не то землей, не то сандалом и наматывают на себя какие-то бусы, чтобы обеспечить себе спасение.

Другой его товарищ, который успел уже немного углубиться в предмет, сразу же возразит ему и скажет, что «Шримад-Бхагаватам» – это произведение на санскрите, проповедуемое какими-то сектантами под названием Госвами, которые, словно Папа Римский в Италии, дают мантру простым людям Бенгалии и отпускают им грехи за плату золотом, достаточную для покрытия собственных расходов.

Третий джентльмен произнесёт третье объяснение. Молодой бенгалец, накрепко привязанный к английскому образу мысли и идеям, и пребывающий в полном невежестве относительно домусульманской истории своей собственной страны, добавит ещё одно объяснение, сказав, что «Шримад-Бхагаватам» – это книга, содержащая рассказ о жизни Кришны, который был гордым и безнравственным человеком! Это всё, что он успел узнать от своей бабушки, пока не пошёл в школу!

Так, Великий «Шримад-Бхагаватам» остаётся неизвестным для иностранцев, подобно слону шестерых слепых, которые ощупывают разные части тела животного! Но Истина вечна, и невежество не в силах изменить её ни на йоту.

Для обывателя «Шримад-Бхагаватам» непонятен и лишён какого-либо очарования, поэтому нам надлежит изучать Его глубоко и тщательно, под руководством таких великих комментаторов «Шримад-Бхагаватам», как Шридхара Свами, Шри Чайтанья и уполномоченные Им современники…

Некогда великий Вьяса, закончив редакцию Вед и «Упанишад», обобщил вселенскую историю в восемнадцати «Пуранах», взяв за основу факты, собранные им из письменной и устной традиций, затем составил «Веданта-сутру», и, наконец, написав «Махабхарату», великий эпос Древней Индии, стал размышлять над своими собственными теориями. И умудрённый Вьяса, подобно Фаусту Гёте, увидел себя неспособным понять Истину. Вьяса погрузился в медитацию, и только тогда в сердце своём обнаружил высшую духовную Природу; Абсолютная Истина явила ему Себя для его блага и для блага мира. Лицом к лицу столкнувшись с Реальностью, мудрец понял, что все его литературные труды нуждаются в пересмотре, поскольку в них нет Истины в Её полном и неискаженном виде. После обретения просветления Вьяса намерился развить старую религиозную идею в соответствии со своим новым видением. Тогда, во исполнение этой миссии, он и составил «Шримад-Бхагаватам»…

Это непревзойдённое произведение, согласно мнению нашего Шри Чайтаньи, учит трём фундаментальным истинам, составляющим суть абсолютной религии. Пророк из Надии назвал их самбандха, абхидея и прайоджана, или: 1) связь между Творцом и существами, сотворенными Им; 2) обязанности человека по отношению к Богу; и 3) конечная цель жизни каждого. Эти три слова содержат в себе весь океан знания, открытого нам до сего момента в человеческой истории. Они – отправные точки и фундаментальные основы религии, а весь «Шримад-Бхагаватам», как учил Шри Чайтанья, служит объяснением и иллюстрацией этих трёх истин…

«Шримад-Бхагаватам» не позволяет Своим последователям просить у Бога ничего помимо вечной любви к Нему Одному. Царство на Земле, красоты Рая или способность управлять материей никогда не являются предметом молитв вайшнава. Истинный вайшнав смиренно и кротко молит Господа: «О мой Отец, Повелитель, Друг, Супруг моей души! Да прославится во веки веков Имя Твоё! Я не прошу у Тебя ничего из того, что Ты и так даёшь всем и каждому. Я постоянно совершал грехи и тем самым жестоко оскорблял Тебя. Теперь я жалобно молю Тебя о милости ко мне. Пусть же Твоя святость коснётся моей души и освободит меня из плена мёртвой материи! Пусть мой дух, наполненный чувством абсолютной любви и смиренной преданности, будет сосредоточен на служении Тебе Одному! Я называю Тебя: «Мой Бог!» – так пусть же моя душа будет поглощена осознанием Твоего величия. Я обращаюсь к Тебе: «О мой Друг!» – так пусть же моя душа устремляется к Тебе, наполненная благоговейной радостью, но не страхом или отстраненным почитанием. Я зову Тебя: «О мой Муж!» – так пусть же моя душа будет вечно связана с Тобой узами любви, и пусть в ней не будет ни отвращения, ни ненависти к Тебе! О Господь! Позволь мне прийти к Тебе в любом из этих качеств, чтобы я смог обрести вечную духовную любовь. И пусть будет мир для всех существ!»

Такова молитва преданного «Шримад-Бхагаватам». Тот, кто станет читать «Шримад-Бхагаватам», сможет найти в Нём высшую молитву, заключённую в словах Прахлады, обращённых к Вездесущей Вселенской Душе. Шри Прахлада молит Всевышнего уничтожить всё зло мира или подчинить его доброй воле. Молитва Прахлады – свидетельство того, что является целью жизни вайшнава. Прахлада не желает стать правителем какой-либо части Вселенной после своей смерти, он не боится и пламени Ада, от одной мысли о котором волосы на голове молодого Гамлета вставали дыбом. Идея освобождения в устах Прахлады не имеет ничего общего с концепцией самоуничтожения, которой учат последователи Будды или двадцати четырёх Богов джайнизма. Вайшнав – это самое кроткое создание, лишённое амбиций и корыстных мотивов. Он просто хочет продолжать служить Богу и после своей смерти в духовном теле, точно так же, как служил Ему в теле материальном. Вайшнав видит себя как чистый дух, и его высший идеал – духовная любовь…

Несомненно, «Шримад-Бхагаватам» – это не простой для понимания предмет… Лучший интерпретатор «Шримад-Бхагаватам» – Шридхара Свами, а живое олицетворение «Шримад-Бхагаватам» – наш величественный Шри Чайтаньядева… Бадарикашрам – благословенное имя! Здесь – трон Вьясы, патриарха философского мышления. Здесь – исток вселенской религии. Пилигрим, совершив святое паломничество, скажет, что Бадарикашрам покрыт снегом. Насколько же велик Вьяса, сумевший разжечь в этом промёрзшем месте столь сильный огонь мысли, что жар его смог не только согреть всех находящихся рядом с ним, но и пересечь океан?! Подобно Наполеону, повергшему в прах царства и империи, Вьяса разрушил, казалось бы, незыблемые вековые теории и доктрины неотразимым ударом своей всепобеждающей мысли. Такова истинная сила! …

Дух «Шримад-Бхагаватам» учит почитать каждого великого учителя и реформатора, который когда-либо жил или будет жить в любой стране мира. Вайшнав готов оказывать почтение всем выдающимся деятелям в истории человечества, независимо от их кастовой принадлежности, ибо они в глазах вайшнава – представители Бога, вместилище Его силы. Оцените же вселенский характер религии «Шримад-Бхагаватам»! Она не предназначена для какого-то одного класса людей, например, для жителей Индии, но это бесценный дар для всего мира, для всех и каждого, независимо от того, в какой стране родился человек и в каком обществе он воспитан.

В завершение скажем: вайшнавизм – это Абсолютная Любовь, призванная связать все живые существа с безграничным и совершенным Господом. Так пусть же Его миролюбие вечно правит Вселенной! Пусть усилиями будущих героев вечно распространяется слава Его божественной чистоты! Пусть все они, как предрекает святой «Шримад-Бхагаватам», будут стократно благословлены силой Всемогущего Отца, Творца, Хранителя и Разрушителя всего, что есть на Небе и на Земле.

ОМ ТАТ САТ

Смотрите также