Причина всех причин, или Кто создал семечко?

Я начинаю творить только после того, как Господь с помощью Своего сияния [брахмаджьоти] создаёт этот мир, подобно тому как Луна, небосвод, влиятельные планеты и мерцающие звёзды начинают светиться только после того, как засияет солнце.
Шримад-Бхагаватам 2.5.11

Я начинаю творить только после того, как Господь с помощью Своего сияния [брахмаджьоти] создаёт этот мир, подобно тому как Луна, небосвод, влиятельные планеты и мерцающие звёзды начинают светиться только после того, как засияет солнце.

Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Подобно тому как в системе правосудия окончательным считается решение верховного суда, в ведическом процессе познания окончательным признается мнение Брахмаджи, повелителя вселенной. Как мы уже говорили в предыдущем стихе, Нарададжи был освобождённой душой и, следовательно, не принадлежал к числу глупцов, которые признают ложного бога или богов и по-своему поклоняются им. Играя роль неразумного, он тем не менее вполне разумно поделился своими сомнениями с высшим авторитетом, чтобы тот помог ему разрешить их. Он поступил так, заботясь о несведущих людях и стремясь помочь им получить исчерпывающие знания о творении и творце из авторитетного источника.
Господь Шри Кришна — творец брахмаджьоти, которое в данном стихе называют сва-рочиша, сиянием трансцендентного тела Господа. Брахмаджьоти пронизывает всё творение, которое возникает только благодаря его потенциальной энергии, поэтому ведические гимны гласят, что всё сущее покоится на брахмаджьоти (сарвам кхалв идам брахма). Следовательно, брахмаджьоти — это энергетическое семя творения. Оно безгранично, неисчерпаемо и исходит от Господа. Таким образом, высшей причиной творения в конечном счёте является Господь (Шри Кришна) (ахам сарвасйа прабхава).
Было бы наивно думать, что Господь творит, как кузнец — с помощью молота и других инструментов. Господь творит посредством Своих энергий. Он обладает многообразными энергиями (парасья шактир вивидхаива шруйате). В крошечном семени плода баньяна заложена энергия, необходимая для развития огромного баньянового дерева. Так и Господь энергией Своего брахмаджьоти (сва-рочиша) сеет семена будущих творений, а Брахма и другие, поливая эти семена, помогают им прорасти. Брахма не способен создать семя, но, подобно садовнику, поливающему растения и деревья в саду, может вырастить из семени дерево. Пример с Солнцем, приведённый в данном стихе, очень точен. В материальном мире Солнце является источником любого света, будь то свет огня, электрический свет, сияние луны и т. д. Все небесные светила сотворены Солнцем, Солнце происходит из брахмаджьоти, а брахмаджьоти — это сияние Господа. Таким образом, изначальной причиной творения является Господь.

Смотрите также