Закон реинкарнации в свете понимания природы ума

Порой нечто увиденное или услышанное захватывает сознание человека и становится предметом его размышлений, покорившись которому он не думает о своём теле. Подобно этому, во сне ум продолжает действовать и человек, забыв о своём настоящем положении, видит, будто он живёт в каких-то других условиях и телах. То же самое происходит, когда живое существо покидает своё нынешнее тело и получает следующее.
Шримад-Бхагаватам 10.1.41

Порой нечто увиденное или услышанное захватывает сознание человека и становится предметом его размышлений, покорившись которому он не думает о своём теле. Подобно этому, во сне ум продолжает действовать и человек, забыв о своём настоящем положении, видит, будто он живёт в каких-то других условиях и телах. То же самое происходит, когда живое существо покидает своё нынешнее тело и получает следующее.

Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Ум представляет собой тонкую материю, в которой создается тело, и мы реально воспринимаем это во сне, а также наяву, когда погружаемся в размышления. Необходимо понять, что наши мысли в этой жизни создают новое тело, которого в действительности не существует. Когда человек постигает природу ума (маноратхена), то есть процессов размышления, переживания и волеизъявления, ему нетрудно понять, как на основе ума формируются различные тела.
Состояние ума, который мечется между санкалпой и викалпой, что-то принимая и отвергая, играет очень важную роль при переходе души в другое материальное тело в момент смерти. … «О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни» (Б.-г., 8.6). Поэтому необходимо подготовить свой ум с помощью бхакти-йоги, как это сделал Махараджа Амбариша, который всегда находился в сознании Кришны.
В момент смерти человека Кришна может не допустить, чтобы тот забыл о своём истинном положении, а наоборот, восстановить его изначальную природу, даже если ум этого человека неустойчив. Хотя в момент смерти ум может прийти в расстройство, Кришна предоставляет преданному прибежище у Своих лотосных стоп. Поэтому, когда преданный покидает тело, не ум переносит его в другое материальное тело (тйактва дехам пунар джанма наити мам эти), а, как уже говорилось в комментариях к предыдущим стихам, Кришна переносит преданного туда, где Он проводит Свои игры (мам эти).
Итак, наше сознание всегда должно быть сосредоточено на Кришне — тогда наша жизнь увенчается успехом. А иначе ум перенесёт душу в другое материальное тело. Душа будет помещена в семя отца и вместе с ним введена в чрево матери. Семя и яйцеклетка создают определённое тело, которое соответствует облику отца и матери, и, когда тело готово к этому, душа появляется в нём на свет и начинает новую жизнь. Так происходит переселение души из одного тела в другое (татха дехантара праприх). К несчастью, люди, не отличающиеся разумом, думают, что, когда тело умирает, всему приходит конец. Эти глупцы и негодяи ввели в заблуждение весь мир. Но, как сказано в «Бхагавад-Гите» (2.20), на ханйате ханйамане шарире. Когда тело разрушается, душа не умирает. Она просто получает другое тело.

Смотрите также