Только человек может вопрошать об Абсолютной Истине

Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Скажи, о мудрейший, почему царь Прияврата — великий преданный Господа, достигший духовного совершенства, — так долго жил с семьёй? Ведь именно дом и семья делают человека рабом кармы [деятельности ради её плодов] и не дают ему достичь истинной цели жизни.
Шримад-Бхагаватам 5.5.1

Царь Парикшит спросил Шукадеву Госвами: Скажи, о мудрейший, почему царь Прияврата — великий преданный Господа, достигший духовного совершенства, — так долго жил с семьёй? Ведь именно дом и семья делают человека рабом кармы [деятельности ради её плодов] и не дают ему достичь истинной цели жизни.

Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады

Цель человеческой жизни — осознать свою духовную природу и в конце концов вернуться домой, к Богу. … Человеческая жизнь предоставляет нам редкую возможность вырваться из рабства кармической деятельности, но, если человек не помнит о своём истинном предназначении и, подобно животному, только и делает, что ест, спит, совокупляется и защищается, он вынужден влачить обусловленное, материальное существование. Такое существование называется сварупа-висмрити, что значит «забвение своего истинного, изначального положения».
В ведическом обществе человека с детства воспитывали как брахмачари. Брахмачари должен жить аскетичной жизнью и хранить целомудрие, и тот, кто хорошо усвоил принципы брахмачарьи, как правило, не обзаводится семьёй. Такого человека, который хранит целомудрие в течение всей жизни, называют найштхика-брахмачари, и Махараджу Парикшита очень удивило, что великий царь Прияврата, хотя и был воспитан как найштхика-брахмачари, решил обзавестись семьёй.
Человек, ищущий удовлетворения в семейной жизни, обречён на жалкое существование, потому что он забыл о своих отношениях с Господом. Семейные дела всё сильнее затягивают его. Прахлада Махараджа говорит об этом так: атма-патам грихам андха-купам — «Семейная жизнь подобна тёмному колодцу». Тот, кто упал в этот колодец, обречён на духовную смерть. Однако Махараджа Прияврата, даже ведя семейную жизнь, оставался парамахамсой, освобождённой душой. Как ему это удавалось, объясняется в следующем стихе.

Смотрите также