Важнейший ответ Бхагаватам о типах личности

ИСТОЧНИК ВЕЧНОГО НАСЛАЖДЕНИЯ Выдержки из 31 главы «Песни гопи»
Источник вечного наслаждения, выдержки из 31 главы «Песни гопи»
null

Кришна всегда окружён различными энергиями, и поэтому Он совершенен и прекрасен. Мы понимаем из Брахма-самхиты и Сканда-Пураны, что Кришна всегда окружён тысячами и тысячами богинь процветания. Гопи все — богини процветания, и Кришна брал их за руки на берегу Йамуны. В Сканда-Пуране говорится, что из многих тысяч гопи шестнадцать тысяч — главные. Из них особенно выделяются сто восемь, а из ста восьми восемь выделяются ещё больше. Из этих восьми гопи Радхарани и Чандравали возвышаются над остальными, и Радхарани — главная из этих двух.

Собравшиеся там гопи большей частью были последователями Вед. В своих предыдущих жизнях, когда на землю низошёл Господь Рамачандра, они были ведическими учёными, которые пожелали вступить с Господом Рамачандрой в отношения любящих супругов. Рамачандра благословил их на то, что они будут на земле, когда низойдёт Господь Кришна, и Он исполнит их желания. Когда Кришна низошёл на землю, ведические учёные родились как гопи во Вриндаване. Как юные гопи они получили возможность общаться с Кришной, и так исполнилось желание, которое было у них в их предыдущей жизни. Они достигли конечной цели, исполнения своего совершенного желания, и испытывали такую радость, что ничего уже больше не хотели.

В обществе гопи Кришна казался очень красивым. Они были самыми красивыми девушками во всех трёх мирах и собрались все вместе вокруг Кришны. Здесь можно задаться вопросом, как Кришна сел рядом с таким множеством гопи и всё же сидел один. В этом стихе есть очень важное слово — ишвара. В Бхагавад-Гите говорится: ишварах сарва-бхутанам. Ишвара обозначает Всевышнего Господа как Высшую душу, пребывающую в сердце каждого. Проводя время с гопи, Кришна также проявил эту способность распространения как Параматмы. Кришна сидел рядом с каждой из гопи, невидимый для других. Он был так милостив к гопи, что вместо того, чтобы пребывать в их сердцах, где Его следует постигать посредством медитации йоги, Он сидел рядом с ними. То, что Он вышел наружу, было особым знаком расположения к гопи — самым красивым женщинам во всём Творении. Когда возлюбленный Господин гопи вернулся к ним, они стали стараться понравиться Ему, двигая бровями, улыбаясь и подавляя свой гнев. Некоторые из них брали Его лотосные стопы к себе на колени и растирали их.

Улыбаясь, они доверительно выражали Ему свой скрываемый гнев и говорили: «Дорогой Кришна, мы простые женщины Вриндаваны и не много знаем о ведической мудрости — что хорошо, и что плохо. Поэтому мы хотим задать Тебе вопрос, и поскольку Ты очень учён, Ты можешь правильно ответить на него. Мы считаем, что и отношениях между влюблёнными можно выдели три типа мужчин. Мужчины первого типа только получают, мужчины второго типа — проявляют свою благосклонность, даже если возлюбленная настроена отрицательно, а мужчины третьего типа не противодействуют и не отвечают благосклонностью в любовных делах. Так кого же из мужчин трёх типов Ты предпочитаешь, и кого Ты назовешь честным?»

В ответ Кришна сказал: «Мои дорогие подруги, те, кто лишь отвечают на проявления чьей-то любви, подобны купцам. Они отдают в любви лишь столько, сколько получают. Вряд ли здесь вообще можно говорить о любви. Это просто деловые отношения, построенные на собственной выгоде, или направленные лишь на себя. Лучше второй тип мужчин, которые любят, несмотря на отсутствие взаимности; даже те, кто совсем не знают любви, лучше, чем купцы. Искреннюю любовь можно увидеть на примере отца и матери, любящих своих детей, несмотря на пренебрежение с их стороны. Мужчины третьего типа не любят и не пренебрегают. Их можно подразделить ещё на два типа. Одни находят удовлетворение сами в себе, не нуждаясь ни в чьей любви. Их называют атмарамы, что означает, что они поглощены мыслями о Верховной личности Господа и потому не заботятся о том, любят их или нет. Другой же тип — это неблагодарные люди. Их называют бессердечными. Люди, относящиеся к этому типу, восстают против тех, кто стоит над ними. Например, сын, несмотря на то, что получает самые разные вещи от любящих родителей, может быть бессердечным и не отвечать им взаимностью. Принадлежащих к этому классу обычно называют гуру-друхами, что означает, что они принимают благодеяния своих родителей или своего духовного учителя и всё же пренебрегают ими».

Кришна косвенным образом ответил на вопросы гопи, даже и на те, которые подразумевали, что Кришна не ответил на чувства гопи должным образом. В ответ Кришна сказал, что Он, как Верховная личность Господа, находит удовлетворение Сам в Себе. Он не нуждается ни в чьей любви, но в то же время Он сказал, что Он не относится к неблагодарным.

«Мои дорогие подруги, — продолжал Кришна, — вас, возможно, огорчили Мои слова и поведение, но вы должны знать, что иногда Я не отвечаю Своим бхактам [преданным] взаимностью. Мои бхакты, по всей видимости, очень привязаны ко Мне, но иногда Я не отвечаю на их чувства должным образом, чтобы их любовь ко Мне всё усиливалась. Если им будет очень легко приблизиться ко Мне, они могут подумать: «Кришна так легкодоступен». Поэтому иногда Я никак не отвечаю. Если у человека не было денег, и он накопил некоторое их количество, а затем снова всё потерял, он будет думать об этой потере двадцать четыре часа в сутки. Так и Я иногда, чтобы любовь Моих бхакт стала ещё горячее, делаю вид, что потерян для них, и вместо того, чтобы забыть Меня, они чувствуют, что их любовь ко Мне усиливается. Мои дорогие подруги, не подумайте и на минуту, что Я вёл себя с вами, как с обычными бхактами. Я знаю, кто вы. Вы оставили все существующие общественные и религиозные обязанности; вы отказались от всех связей с вашими родными. Не заботясь о религиозных обязанностях, вы пришли ко Мне и любили Меня, и Я так обязан вам, что не могу вести Себя с вами, как с обычными бхактами. Не думайте, что Я ушёл от вас. Я был рядом с вами. Я просто наблюдал, как сильно тосковали вы по Мне в Моё отсутствие. Так что, прошу вас, не пытайтесь найти во Мне какие-то недостатки. Поскольку вы считаете Меня столь дорогим для вас, будьте милостивы, простите Меня, если Я сделал что-то не так, как надо. Я не могу отплатить за вашу неизменную любовь ко Мне даже и за такую долгую жизнь, как жизнь полубогов на небесных планетах. Невозможно отплатить вам или выразить вам благодарность за вашу любовь; поэтому, прошу вас, найдите удовлетворение в ваших собственных добродетельных поступках. Вы — образец влечения ко Мне, ибо вы преодолели препятствия, возникающие из родственных связей. Прошу, найдите удовлетворение в собственном высоко примерном поведении, ибо Мне невозможно заплатить вам Долг».

Образец преданного служения Господу, явленный бхактами Вриндаваны, есть образец чистейшего вида преданности. Авторитетные шастры говорят, что преданное служение должно быть ахаитука и апратихата. Это означает, что никакие политические или религиозные условности не могут препятствовать преданному служению Кришне. Преданное служение всегда стоит на трансцендентном уровне. Гопи в особенности явили пример чистого преданного служения Кришне, настолько, что Сам Кришна остался в долгу перед ними. Господь Чайтанья поэтому говорил, что преданное служение гопи во Вриндаване превосходит все другие способы, с помощью которых можно приблизиться к Верховной личности Господа.

Читайте Шримад-Бхагаватам Десятая песнь, глава 32 в переводе и с комментариями учеников Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады

Смотрите также