Праздник урожая как путь, ведущий к высшим мирам

«СВЕТ БХАГАВАТЫ», 33
Свет Бхагаваты, из главы 33
null

После того, как новый урожай злаков привезли домой, люди начали праздновать церемонию наванна в присутствии Господа Шри Кришны и Баладевы. По ведической культуре съедобные злаки, фрукты, цветы, молоко считаются ниспосылаемыми Богом. Их не произведёшь на заводах. Производные от этих продуктов люди могут получить. Духовно образованные люди признательны Господу, по Его милости получая продукты. Церемония наванна-прасана — это способ признания даров Бога. Жители деревни обычно предлагают свежесобранные злаки Господу, и все жители деревни получают часть прасада, пищи предложенной Господу. В результате к людям приходит счастье и процветание. Нет никакой возможности взрастить злаки, даже имея трактора и удобрения, если на то нет санкции Господа. Во Вриндаване понимали, что только благодаря Господу их запасы съедобных злаков в достатке. Некоторые жители Вриндаваны и отец Господа Кришны Нанда Махараджа совершали жертвоприношения Индре, царю небес. Господь Шри Кришна посоветовал Своему отцу предложить подношение Верховному Господу. Нет необходимости удовлетворять полубогов, потому что Господь есть господин, а остальные Его слуги. Церемония анна-кута, популярная во Вриндаване, была введена Господом и люди до сих пор поклоняются холму Говардхана, на котором Господь наслаждался заботой о коровах. Люди поклоняются холму Говардхана как неотличному от Господа, потому что нет разницы между Господом, Его окружением и Его играми.

Торговцы, проповедники, цари и ученики, находившиеся дома в июне, июле, августе и сентябре, выходят из своего заточения и получают желаемого также как и совершенные души получают желаемое тело после нынешнего. Эти четыре месяца сезона дождей известны как Чатурмасья. Для каждого уклада и сословия есть особые правила соблюдения этого периода ради здоровья и ради духовной реализации. В это время торговцы не могут заниматься свободным бизнесом, санньяси — свободно проповедовать Веды, цари не осматривают свои владения, ученики не посещают школы. Они могут заниматься своими делами после периода Чатурмасья. Человек не сможет воспользоваться результатами епитимий и обрести высшее благо, пока не освободится от материального тела.

Существуют многообразные жизни, разнообразие планет, разный успех в духовной реализации. Все достижимо тогда, когда закончится подобный Чатурмасья период нашей жизни. В нынешнем теле на Девалоку, планету полубогов, мы не отправимся, сначала нужно приобрести необходимые качества. Если мы хотим остаться на этой планете и наслаждаться хорошими условиями жизни, то это тоже зависит от наших достижений, но эти результаты проявятся после того, как человек покинет данное тело. Торговцы, проповедники, цари и ученики — это четыре важных составляющих общества. Торговцы должны давать каждому пищу как милость Господа, проповедники-санньяси проповедовать суть сознания Бога. Царь должен знать о делах в государстве. Махараджа Парикшит во время путешествия увидел человека, Кали, пытавшегося убить корову, царь тотчас же наказал его. Ученикам следует приобретать знания повсюду, используя любую благоприятную возможность. Объединённые усилия этих четырёх составляющих необходимы для всеобщего блага общества.

Из трансцендентности, которая называется Кришналокой, исходит ослепительное сияние, напоминающее хвост кометы. Это сияние безгранично, неизмеримо, необъяснимо. Внутри сияния бесчисленные сверкающие планеты. Каждая из них — самосветящаяся. Какая-то часть этой лучезарности покрыта материальной энергией, также как часть неба покрывается облаком. Внутри материальной энергии — бесчисленные вселенные, в каждой вселенной бесчисленное множество материальных планет, и земля — одна из них. Какая же незначительная часть всего космического проявления есть это небесное тело, на котором мы живём. Кришналока — обитель Личности Бога, ослепительное сияние — это сияние Господа. Всемогущий Господь распространяет Себя в многочисленные формы и энергии. Есть формы из Его энергий, а есть из Его личности. Он может делать всё, что пожелает, это происходит немедленно и самым совершенным образом. Его энергии подобны теплу и свету огня. Совершенное космическое проявление — это экспансия Его энергий. Энергии — это эманации, исходящие из Него, и поэтому эти эманации одновременно едины с Ним и отличны от Него. Трансцендентность сравнивается с молоком, а эманации с йогуртом. Йогурт — это молоко, и в то же время отличается от молока. Иногда Господа сравнивают с деревом. Корень является причиной ствола, ветвей, побегов, фруктов, но корень не является фруктом. Когда нужна вода дереву, она должна орошать корень, а не листья. Лить воду на листья бессмысленно, но напоив водой корень, мы достигнем всех целей. Это суть философии духовной культуры.

Кришналока также называется Голока Вриндавана. Под этой Голокой располагаются Хари-дхама, Махеша-дхама и Деви-дхама. Хари (Вишну, Нарайана) есть внешняя экспансия энергии Господа, и Деви есть экспансия Господа. Живые существа также являются экспансией энергии Господа. Существует два типа живых существ — освобождённые души и обусловленные души. Планеты внутри сияния называются Харидхамой, там господствующим Божеством является Хари, а подчинённые там — освобождённые души. Своим обликом они подобны Господу Хари, но Хари — господин, а освобождённые души — подчинённые. Бесчисленные планеты в Хари-дхаме управляются различными формальными экспансиями Господа, и все они называются по-разному.

Вселенные находятся внутри материальной энергии Деви-дхама, господствующее Божество там — Вишну, Ему помогает Брахма и Шива. Деви-дхама контролируется тремя гунами — благостью, страстью и невежеством. Вишну есть инкарнация благости, Брахма — страсти, Шива невежества. Брахма создаёт, Вишну поддерживает, Шива разрушает материальное творение. Материальное творение проявляется и уничтожается по воле Господа. А планеты Хари-дхамы существуют вечно. Обусловленные живые существа, желающие наслаждаться, а не служить, ищут освобождения внутри Деви-дхамы. Некоторые из них входят в Хари-дхаму, другие в Махеша-дхаму, какие-то остаются внутри Деви-дхамы.

Махеша-дхама — это пограничное место между Хари-дхамой и Деви-дхамой. Имперсоналисты, желающие слиться с бытием Трансцендентности, помещаются внутри Махеша-дхамы. Желающие остаться на планетах материальных вселенных, остаются на разных планетах. Желающие выйти за пределы материальной энергии, могут войти в Хари-дхаму и направиться либо на её планеты, либо на Кришналоку. Система бхакти-йоги даёт право живому существу войти в Хари-дхаму, система гьяна-йоги даёт право достичь Махеша-дхамы, а система карма-йоги обязывает человека оставаться в Деви-дхаме и проходить через повторяющиеся рождения и смерти, меняя свою материальную оболочку в зависимости от своей кармы. Луна, или Чандралока, является одной из четырёх важных мест обитания полубогов. За озером Манаса есть Гора Шумеру. На восточной стороне горы расположена планета Девадхани, где обитант Индра. На южной стороне находится планета Шамьямани, здесь обитает Йамараджа. На западной стороне планета Нимлочани, обитель Вайу — полубога, который контролирует ветер. И на северной стороне горы находится луна (Вибхачари). Все эти планеты находятся внутри той же вселенной, что и наша планета. Материалистичные личности поклоняются материальным полубогам и богиням, совершают ягьи, чтобы умилостивить полубогов. Эти личности автоматически поднимаются на луну, где наслаждаются небесным напитком сомой. Луна слишком холодна для жителей земли, и люди желающие отправиться туда в земных телах, напрасно тратят время. Чтобы понять истинное положение луны, надо пересечь озеро Манаса, затем Гору Шумеру. Обычному человеку не позволяется достигнуть этой планеты. Туда попадают те, кто совершал ягьи и епитимии для удовлетворения питов и дев. Но даже они после определённого срока возвращаются на землю. Поэтому не надо тратить время на экскурсии, действительные или воображаемые. Люди с развитым сознанием выполняют религиозные обязанности для удовлетворения Верховного Господа. Признаком выдающихся преданных Господа является то, что они не привязаны к материальному наслаждению, удовлетворены, чисты сердцем, привязаны к преданному служению, не привязаны к временным вещам и лишены ложного эго. Такие великие личности достигают обители Верховной Личности Бога, где нет смерти, рождения, старости, болезней. По пути на духовные планеты возвышенные личности пересекут солнечную линию арчи-марга и смогут лицезреть все планеты между этим и духовным миром.

Читайте Шримад-Бхагаватам Десятая песнь, глава 20, тексты 47-49 в переводе и с комментариями Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады

Смотрите также