Словом вишватма называют того, кто пребывает в сердце каждого (ишвара сарва-бхутанам хрид-деше арджуна тиштхати). Кроме того, вишватма означает «единственный объект любви для всех». Забывая о том, кого следует любить, люди страдают в материальном мире, но тот, кому посчастливится возродить своё былое сознание, свою любовь к Кришне, и установить связь с Вишватмой, становится совершенным.
Третьей песни «Шримад-Бхагаватам» (3.2.15) о Господе сказано так: параварешо махад-амша-юкто хй аджо апи джато бхагаван [«Всемилостивый Господь, повелитель духовного и материального миров, является нерождённым, … и вместе с Ним в этот мир приходит махат-таттва»]. Хотя Господь, повелитель всего сущего, никогда не рождается, Он входит в ум преданного и затем появляется на свет, словно новорождённый.
Господь уже присутствует в уме преданного, поэтому нет ничего удивительного в том, что Он как будто рождается из тела преданного. Слово авивеша указывает на то, что Господь появился в уме Васудевы. Васудеве не нужно было извергать семя. Таково мнение Шрилы Шридхары Свами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. В «Вайшнава-тошани» Шрила Санатана Госвами говорит, что в уме Васудевы пробудилось сознание. Шрила Вирарагхава Ачарья тоже говорит, что Васудева был одним из полубогов и что Верховный Господь появился в его уме, чтобы пробудить его сознание.
О том, как пробуждается сознание преданного Бога
Шримад-Бхагаватам 10.2.16
После этого Верховный Господь, который является Сверхдушой всех живых существ и уносит все страхи Своих преданных, со всеми Своими достояниями вошёл в ум Васудевы.
Выдержки из комментария А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады