Боб: Я женюсь в конце лета, в августе или сентябре, когда вернусь в Америку. Преданные говорят, что секс допустим только в браке и для зачатия детей. А я совершенно не представляю себе, как смогу соблюдать это; и какой должна быть половая жизнь того, кто находится в материальном мире?
Бхактиведанта Свами: По ведической системе секса следует избегать полностью. Весь смысл этой системы в том, чтобы помочь человеку вырваться из материального рабства. Мы привязаны к различным материальным удовольствиям, и высочайшее наслаждение приносит секс. В «Бхагаватам» говорится, что этот материальный мир… пумсах стрийа митхуни-бхавам этам… Мужчина привязан к женщине, а женщина — к мужчине. И не только у людей — у животных можно видеть то же самое. Эта привязанность — основной принцип материальной жизни. Женщина жаждет быть с мужчиной, а мужчина стремится к женщине. Вся художественная литература, пьесы, фильмы и даже реклама посвящены только одному — описанию привязанности между мужчиной и женщиной. Даже в витрине магазина одежды вы увидите манекены мужчин и женщин. правриттир эша бхутанам / нивриттис ту махапхалам… То есть эта привязанность уже существует.
Боб: Привязанность между мужчиной и женщиной?
Бхактиведанта Свами: Да, между мужчиной и женщиной. Так что, если вы хотите вырваться из материального мира, эту привязанность нужно свести к нулю, иначе за ней потянутся все новые и новью привязанности, и вы будете снова и снова рождаться либо в человеческом теле, либо в теле полубога, животного, змеи, птицы или дикого зверя. Вы вынуждены будете родиться снова. Поэтому нам не следует укреплять свои привязанности, хотя это всеобщая тенденция и основной принцип материального существования. Гриха, кшетра, сута [дом, земля, дети]. Но если человек может уменьшить эти привязанности или вовсе избавиться от них — это идеал. Вот почему наша ведическая система прежде всего предусматривает воспитание мальчика и юноши как брахмачари — не знающего секса. Ведическая систему направлена на то, чтобы ослабить привязанность, а не увеличивать её. Поэтому вся система называется варнашрама-дхармой. Социальная система, принятая в Индии, называется по варнам и ашрамам — четырём классам общества и четырём стадиям духовного развития. Брахмачарйа [ученичество с соблюдением безбрачия], грихастха [семейная жизнь], ванапрастха [отход от мирской жизни] и санньяса [полное отречение] — это четыре стадии духовного развития. А четыре класса общества — это брахманы [интеллектуальный класс], кшатрии [администраторы], вайшьи [торговцы и фермеры] и шудры [рабочие]. Итак, при этой системе принципы, регулирующие жизнь человека, настолько совершенны, что даже если у человека есть стремление к материальному наслаждению, он всё равно в конце концов достигает освобождения и возвращается домой, обратно к Богу. Таков этот метод. Секс не нужен, но поскольку мы привязаны к нему, существуют определённые регулирующие принципы.
В «Шримад-Бхагаватам» 5.5.8 говорится: пумсах стриа митхуни-бхавам этам / тайор митхо хридая-грантхим ахух / ато гриха-кшетра-сутапта-виттаир / джанасйа мохо ‘йам ахам мамети
Секс — привязанность к мужчине или женщине — основной принцип материальной жизни. Когда они соединяются, когда мужчина и женщина соединяются, эта привязанность возрастает и побуждает человека приобретать гриху [дом], кшетру [землю], заводить суту [детей], апту [друзей и знакомых] и доставать витту. Витта означает «деньги». Таким образом — гриха-кшетра-сутапта-виттах — человек запутывается. Джанасйа мохо ‘йам: такова иллюзия. Из-за этой иллюзии он думает: ахам мамети — «Я есть тело, и всё, что связано с этим телом, — моё».
Боб: И что же тогда происходит?
Бхактиведанта Свами: Привязанность усиливается. Материальная привязанность предполагает такой образ мыслей: «Я — это тело, а поскольку моё тело находится в определённом месте, то это — моя родина». Так это и продолжается: «Я — американец, я — индиец, я — немец, я — то, я — это, я — тело. Это моя страна. Я пожертвую всем ради своей родины и общества». Так иллюзия становится всё сильнее и сильнее, и человек, находясь во власти иллюзии, в момент смерти получает другое тело… Секс усиливает приверженность к материальным телесным представлениям о жизни, поэтому его нужно ограничивать, а затем вообще отказаться от него.
Боб: Постепенно ограничивать его на протяжении всей жизни?
Бхактиведанта Свами: Да. Ограничивать его. В период обучения, продолжающийся до двадцати пяти лет, юноша воздерживается от секса. Он брахмачари. Некоторые из них остаются наиштхика-брахмачари [хранят целомудрие всю жизнь]. Получив образование и обретя духовное знание, они не хотят жениться. Здесь тоже ограничение — секс вне брака запрещён. Поэтому в человеческом обществе и существует брак. Животные не вступают в брак.
Но люди постепенно деградируют, и человеческое общество опускается до животного состояния. Люди забывают о браке, и это также предсказано в шастрах: дампатйе ‘бхиручир хетух — «В Кали-югу [нынешнюю эпоху раздоров] в конце концов не будет никаких обрядов заключения брака». Юноша и девушка будут просто договариваться жить вместе, и их взаимоотношения будут построены только на половой потенции. Если мужчина и женщина в сексуальном отношении не устраивают друг друга, они расходятся. На Западе есть немало авторов, таких как Фрейд и другие, которые написали много книг об этом. Но по традициям ведической культуры, секс нужен только для зачатия детей, а не для того, чтобы изучать психологию половых отношений. Склонность к сексу уже заложена в нашей природе. Даже если человек не читал никакой философской литературы, он всё равно склонен к сексу. Этому не нужно обучать в школах или колледжах. Все и так знают, как это делается. (Бхактиведанта Свами смеется.) Это присуще всем. Образование нужно для того, чтобы преодолеть в себе эту склонность. В этом заключается истинное образование.
Боб: Для современной Америки это очень радикальный взгляд на вещи.
Бхактиведанта Свами: Да, в Америке многое нужно изменить… И вообще на Западе с этим дело обстоит ужасно — я сам наблюдал это. Да и здесь, в Индии, постепенно всё идёт к тому же. Поэтому мы и основали это движение сознания Кришны, чтобы дать людям знание об основных принципах духовной жизни. Это не какое-нибудь сектантское движение. Это движение, распространяющее культуру, которая несёт благо каждому.
Читайте Шримад-Бхагаватам Пятая песнь, глава 5, текст 8 в переводе и с комментариями Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады